воскресенье, 14 октября 2012
«Быть может, Податель жизни, мы говорим здесь некую правду?
Мы только спим, мы только пробуждаемся от наших снов.
Все подобно сну…
Никто здесь не говорит правды…
Человек, быть может, реален?
Если нет, тогда наши песни более не реальны.
Чему предстоит случиться?
Что проявляется ясно?»
~ацтекское мифотворчество~
~Записки кота-ученого по мифологии древней Мексики~... Появление Фердинанда Кортеса и его отряда в 1519 году было сочтено ацтеками за возвращение
Кетцалькоатля - белого, благожелательного бога, создателя искусств и ремесел. Однако разочарование пришло довольно быстро – пришельцы оказались всего-навсего «белыми варварами», явившимися для того, чтобы разрушить их древнюю культуру и религию.
Кетцалькоатль, он же "пернатый змей"Начало становления цивилизации Мексики приходится на период между 2 и 3 тыс. до н.э., однако в сравнении с этим сроком продолжительность ацтекского господства существенно невелика.
Уэуэтеотль – «старый бог», древнее божество огня, чьи глиняные фигурки-найденыши датируются 1 тыс. до н.э. Как раз в этот период времени на юге континента майя воздвигают города
Паленке, Тикаль и Тамоанчан (в переводе «мы разыскиваем наш дом»).
читать дальше![](http://static.diary.ru/userdir/5/9/8/6/598665/76381801.jpg)
Священный город Паленке
Религия древних земледельцев связана с доктриной Верховного бога, владыки Всего Сущего, Подобного Ночи и Ветру.
Ометеотль был дуальным богом, в таинственном космическом соединении и зачатии положившим начало всему, что существуют; является одновременно и Матерью Богов и Отцом Богов и Верховным Богом; породил четырех сыновей, именуемых Тезкатлипоками («курящиеся зеркала») – белого, черного красного и синего.
Эти боги и составляли первичные силы, которым предстояло творить историю мира. Их цвета иногда символизировали элементы природы, иногда – четыре стороны света, а в иные времена являлись отображением хронологических эпох.
Поначалу братья царствовали все вместе, но затем один из Тезкатлипоков пожелал главенствовать над остальными, обратил себя в солнце, породил людей и для своей надобности населил землю человеческими существами, которые были сотворены из пепла и могли питаться только желудями.
Остальные боги прогневались на такую неслыханную наглость и тут в дело вмешался Кетцалькоатль, уничтоживший солнце и разгромивший заселенную землю.
«Так все исчезло, все было смыто водой, а люди сделались рыбами» -
это так называемый «Первый Век» или «Первое Солнце»
Потом еще целых три века каждый из сыновей дуального бога пытался возвыситься над своими собратьями, после чего решили совместными усилиями положить конец беспорядку; четверка Тезкатлипоков встретилась в Теотиукане, дабы сотворить пятый по счету век, который получил название «Солнце Движения».
![](http://static.diary.ru/userdir/5/9/8/6/598665/76381819.jpg)
Теотиукан, "Дорога Мертвых"
Прежде всего, для начала нужно было воссоздать землю.
Для этой цели сыновья дуального бога сотворили богиню земли, громадное чудовище, состоящее из одних глаз и ртов. Двое Тезкатлипоков превратились в змей и обвили эту богиню, сжав ее с такой силой, что раскололи надвое – из одной половины сделали поверхность земли, из другой – небесный свод.
В качестве компенсации за причиненный богине вред Тезкатлипоки сделали так, что все живое должно рождаться от нее: волосы богини обратились деревьями, цветами и травами, мелкие растения пустили побеги из ее кожи, из бесчисленных глаз были созданы ручьи и маленькие пещеры, из ртов - реки и большие пещеры, горы и долины возникли из носа и плеч.
Так из плоти богини возникло все сущее.
Но не было ни света, ни тепла.
В очередной раз понадобилась божественная жертва для создания небесного тела, способного озарять день.
Жребий пал на двух кандидатов - дерзкого Текукизтекатля, Владыку Улиток и скромного Нанауатзина, Прыщавого бога.
Первый жаждал пышности и славы, совершил жертвоприношение из золотых шипов и перьев птицы Кетсаль; Нанауатзин же совершил обряд покаяния, который был позднее принят жрецами Мексики.
Текукизтекатль сделал несколько попыток (4 и более) броситься в пламя, но каждый раз пугался раскаленных углей. Поэтому боги решили, что на этот раз настала очередь смиренного Нанауатзина, который закрыл глаза и тут же бросился в пламя, которое поглотило «жертву» в одно мгновение.
Увидев это, Текукизтекатль тоже бросился вслед за ним, но было уже поздно: Нанауатзин стал солнцем, а струсивший и промедливший Текукизтекатль – луной.
Однако, к изумлению богов, светила не двигались!...
Тогда все собравшиеся в Теотиукане боги были вынуждены принести себя в жертву, дабы привести в движение солнце и луну: одно из небесных тел был предначертано двигаться днем, а другому – ночью.
* * *
Как и для создания солнца и луны, боги встретились вновь, чтобы обдумать возрождение человека на земле.
На сей раз Кетцалькоатль - символ божественной мудрости согласился отправиться в Обитель Мертвых на поиски драгоценных костей тех человеческих существ, что жили в прошлые века.
Сопровождаемый лишь своим нуаль (в переводе – «второе я» возможно, тень), он сошел в мир Мертвых, где прошел ряд изощренных испытаний, которым его подверг Миктантекухтли - Владыка Обители Мертвых, собрал нужные кости и отнес их в Тамоанчан.
Боги поместили добычу «пернатого змия» в глиняный сосуд и для того, чтобы дать им жизнь, Кетцалькоатль оросил их кровью, извлеченной из своего детородного органа.
![](http://static.diary.ru/userdir/5/9/8/6/598665/76381842.jpg)
Миктантекухтли, божество подземного мира
Кровавая жертва вновь становится началом движения жизни.
Как повествует далее миф, человек получил имя макеуаль, что обозначает «добытый подвигом».
Последний же из мифов принадлежит к циклу, который мы именуем «начала» и посвящен обеспечению людей надлежащей пищей. И вновь именно Кетцалькоатлю дается задача найти кукурузу, которая впоследствии стала символом Америки.
Кетцалькоатль отправляется на поиски красного муравья, обитающего за «горой нашего пропитания», где он и держит спрятанное зерно. Бог при этом сам обращается в черного муравья и после долгой беседы с красным сотоварищем получает разрешение забрать кукурузное зерно.
Теперь являют себя миру и другие боги.
Это Тлалок, Бог Дождя, который создает условия для произрастания зерна на земле.
![](http://static.diary.ru/userdir/5/9/8/6/598665/76381825.jpg)
Кетцалькоатль вновь отправляется в Тамаоанчан, и здесь передает богам бесценные семена. Боги берут немного зерна, разжевывают его и вкладывают во рты первых человеческих существ, названных Кипактональ и Оксомоко, чтобы сделать их живыми и крепкими.
* * *
Бог Кетцалькоатль - символ мудрости древнего дуального божества дал начало и форму миру в котором мы живем. Четыре великие части мира также исполнены символов:
- восток – страна, где восходит солнце, есть область света и плодородия, отождествляется с белым цветом;
- север есть область смерти и черный сектор мира
- запад - обитель солнца и область красного цвета
- и, наконец, слева от солнечного пути находится юг - область шипов и голубого цвета.
По вертикали кверху и книзу от окруженной водой земли находятся 9 небесных ярусов и 9 областей, связанных с Миром Мертвых. На первых 5 ярусах расположены пути луны, звезд, солнца, вечерней звезды и комет; над ними находятся небеса различного цвета и, наконец, область богов. Превыше всего расположен Омейокан («место двойственности»), где пребывает дуальный бог, Податель Жизни и Хранитель Вселенной.
Каждый из Тезкатлипоку эквивалентен одному из четырех элементов – земле, воздуху огню и воде.
С пришедшими на смену тольтекам гораздо более воинственными ацтеками связано возвышение бога Уицилопочтли, которого они начали отождествлять с самим солнцем, в результате чего ацтеки присвоили себе роль избранного народа, чьей миссией является покорение всех народов на земле.
В новом изложении науатльской истории миф зазвучал совсем по-иному.
Ацтеки утверждали, что в глубокой древности на Змеиной Горе обитала богиня Коатликуэ («змеиное платье»); она была матерью 400 богов, именуемых Уицнауа (боги Юга), и богини Койалшауки («та, чье лицо разрисовано гремучими змеями»).
Однажды когда богиня Коатликуэ прибиралась в своем храме, на нее упал шар из тончайших перьев. Она собрала их и положила к себе запазуху, около живота. Закончив уборку, богиня хотела вынуть шар, но он исчез - богиня поняла, что понесла ребенка. В дальнейшем изложении 400 «богов юга» и Койалшауки неоднократно пытались погубить свою беременную мать, однако внезапно появившийся на свет Уицилопочтли разгромил добрую половину «южан» и обезглавил родную сестру.
… Из мифов о самопожертвовании богов, которые своей смертью и кровью дали жизнь солнцу, ацтеки сделали вывод, что Вселенная для своего существования постоянно нуждается в определенной жизненной энергии (читай - токи крови). А это последнее, как установлено богами, есть «таинственное вещество, поддерживающее жизнь в людях».
Поэтому жизненно необходимо приносить людей в жертву солнцу, ибо их кровь должна быть источником Е, предотвращающей гибель светила.
Для захвата пленных, которых можно было принести в жертву Уицилопочтли, специально велись ритуальные войны.
![](http://static.diary.ru/userdir/5/9/8/6/598665/76381835.jpg)
С воинственно-мифической философией ацтеков была тесно связана и вера в то, что все те, кто пал в ритуальной войне становились служителями солнца; превращенные в прекрасных птиц, погибшие воины входят в состав свиты, сопровождающей солнце во время его церемониального движения по небесам.
Точно также и женщины, которые умерли во время родов, с пленником в своей утробе тоже становятся служителями солнца.
Различным категориям умерших в загробной жизни было предназначено три разных места:
- Тлалокан, обитель Бога Дождей Тлалока был местом наслаждения и счастья.
Туда отправлялись все те, кого Бог Дождя избрал, отметив особым видом смерти: утонувшие, убитые молнией, умершие от водянки или подагры.
В отличие от других покойников, этих людей не кремировали, а хоронили в земле;
- поблизости от Тлалокана находилась другая обитель - Чичиуакуауко («Место влажного древа-кормилицы»), предназначенной для детей, умерших в младенческом возрасте.
Здесь младенцы получали пищу от огромного дерева, чьи ветви сочились молоком.
(эта особая участь, предназначенная для детей, напоминала испанским миссионерам образ христианского Лимба)
- наконец место, куда отправлялось большинство умерших, именовалось просто Миктлан - Область Мертвых - оно было известно также и под другими именами, которые сами по себе отлично раскрывают науатльские представления о смерти - «Наша общая обитель», «Место, где как-то живут», «Область бесплотных».
Согласно некоторым древним текстам, те, кто отправлялись в Миктлан, должны были пройти ряд испытаний, прежде чем закончить свой путь в Преисподнюю.
Эти испытания могли длиться целые годы и лишь после них считалось, что мертвый окончательно утратил жизнь.
«Вы говорите
Что мы не знаем
Владыку Всего,
Творца небес и земли.
Вы говорите,
Что наши боги – ложные боги.
Таковы странные слова
Что вы говорите.
Мы взволнованы ими
Мы обеспокоены ими.
Ибо наши предки,
те, что были здесь,
те, что жили на этой земле,
не говорили так.
Они давали нам
Свои жизненные заповеди,
Они содержали нас в правде,
Они воздавали почести
И поклонялись богам,
Они внушали нам
Все формы благоговения,
Все пути почитания богов…
Но если, как вы говорите нам,
Наши боги теперь мертвы,
Пусть мы теперь умрем,
пусть мы теперь погибнем
Ибо теперь наши боги мертвы…»
@музыка:
Nachtblut, "Nie Gefragt"
@настроение:
кисельное
@темы:
guro-charm,
с миру по нитке